Дмитрий Пуховский. Некоторые мысли о жюри

Дмитрий Константинович Пуховский - художник, преподаватель рисунка, живописи, композиции в ГУО «Могилевская детская школа изобразительных искусств», член жюри конкурса живописи и графики "На своей земле" в 2017, 2020 и 2021 году.

1. Отборочный тур нужен, но только для отбраковки очевидно низкого уровня работ. Иностранцев (Китай, Болгария и т.д.) лучше не включать в предварительный отбор.

2. Количество времени на рассмотрение рисунков. Сколько выделять дней, как компоновать работу жюри и активный отдых (чередование и продолжительность того и другого) – помощь или консультация у психолога для правильной организации распорядка дня и всего рабочего процесса? Думаю, основная нагрузка – на первую половину дня, потом делать чаще паузы и в конце браться за менее ответственную часть работы. К вечеру глаз замыливается – передоз зрительных впечатлений, и можно недооценить, а то и вовсе пропустить хороший детский рисунок. Прогулки в паузах на улице?

3.Во время голосования исключить реплики или иные способы комментирования рисунков – это прямое психологическое давление на других членов жюри. «Да» или «нет» и более ничего. Разумеется, если есть возражение по тому или другому рисунку, тогда – стоп игра – и… дебаты.

4. Присутствие в составе жюри людей с абсолютным (как у музыкантов абсолютный слух) зрением, вкусом, чутьём на детское народное творчество.

5. Удивило – разница восприятия, а, следовательно, оценки и выбора детских рисунков, условно говоря, «на полу» и «на стене». Работы «в минусе», лежащие на полу, вдруг предстают в выигрышном свете, когда показываются с руки, т.е. как бы висящими на стене. Значит практиковать и то, и другое, как обязательное правило на всех этапах отбора.

6. Неразрешимое, непонятное. Стандарт, клише детского рисунка. Детская наивная неумелость, характерная для мелких, и попытки мыслить, как взрослый, у старших. Приоритеты? Детскость всегда побеждает. Мышление взрослыми (реалистическими) формами с лёту оценивается как неумелость. Иметь это в голове, держать баланс.

7. Разумеется, должно быть детское искусствоведение. Профессор детского изобразительного творчества, например. Стратегическая задача – анализ детских «зрительных» морфем, визуальных образных кодов наших, «родовых» и привносимых со стороны (аниме и т.д.). Заметил, что зрительное поле, в котором живут теперешние дети, уже не моё, иное, как и культурное в общем. Что это – развитие или подмена? Не знаю. Нужен научный анализ и – детское искусствоведение.

 

64801135